История школы

 История развития школы

Здание восьмилетней школы №34 было построено в микрорайоне жилого массива Всесоюзного научно-исследовательского института цветных металлов в 1962 год. Первому ее директору Гожему В.Г., удалось не только набрать профессионально-компетентных педагогов, но и установить хорошие контакты с руководством ВНИИ Цветмета, который стал шефом школы. Работали по принципу "лаборатория-класс".

Кандидаты и доктора наук ВНИИЦветмета, нередко с мировым именем (Гецкин Л.С., Иоффин Л.С, Шкарпетин В.Н. и др.), находили время совместно с учителями проводить занятия по основам наук, Уро¬ки мужества, День Чести школы, праздники микрорайона. Позже были организованы компьютерные курсы для старшеклассников. Ог¬ромную популярность среди учащихся завоевал сразу после открытия Дворовый клуб им. Гайдара, возглавила который научный сотрудник ВНИИЦветмета Изотова Г.Н.
Благодаря стараниям директора и тесным контактам с шефами ВНИИ Цветмета, школа получила пристройку к основному зданию и была переведена в ранг средней.
Дирекция школы поставила перед собой задачу вооружить каждого учителя методикой изучения личности учащихся, определения стратегических и практических задач работы с классными коллективами, умениями анализировать свой опыт и опыт других учителей, видеть в частных фактах общие педагогические закономерности и на этой основе повышать роль школы как педагогического центра микрорайона.
Для решения этой задачи сначала попытались обратиться за помощью в АПН СССР, в НИИ им. Ы. Алтынсарина, но вскоре убедились, что оперативно помочь школе может только местный вуз - Усть-Каменогорский педагогический институт.
К тому времени кафедру педагогики, теории и методики воспитательной работы возглавляли кандидаты педагогических наук Деркачев А.А. и Кузьмина М.Н., которые не только сами прикипели душой к школе, но и сумели увлечь этой работой целый ряд преподавателей УКПИ: к.п.н. Позднякову A.M., к.п.н. Васильченко П.Л., старших преподавателей Жилину Л.Е., Самарцеву И.А., Благовещенскую Ф.Н. и др. К ним присоединились к.п.н. Мукашева К.М., к.п.н. Козлова Л.М.,Аубакирова Л.Р., Рескина С.Е. Вскоре уда¬лось оформить договор о содружестве пединститута и школы. Лично ректоры вуза - профессор Увалиев Ю.К., а позднее профессор Мамбетказиев Е.А. постоянно лично интересовались состоянием совместной работы.

Сложился тройственный союз "Школа № 34 -ВНИИЦветмет - Усть-Каменогорский пединститут", а основным на¬правлением его деятельности стало внедрение достижений педагогиче-ской науки в практику.

Опыт совместной работы средней школы №34 и Усть-Каменогорского педагогического института по обучению и воспитанию учащихся был замечен Центральным институтом усовершенствования учителей, обобщен бригадой Министерства просвещения Казахской ССР, а в 1981 году одобрен коллегией Министерства, по решению кото¬рой школа была представлена на ВДНХ.Высокая оценка со стороны Республиканской педагогической об-щественности окрылила коллектив. И когда в Усть-Каменогорск прие¬хал Министр просвещения Казахской ССР т. Балахметов К.Б. и в част¬ной беседе с выпускниками нескольких крупных школ выяснил, что никто из них не собирается стать учителем, он с горечью рассказал об этом на расширенном педагогическом активе учителей. У группы луч¬ших учителей СШ №34: Куцых З.Г., Иванова А.П., Назарова А.Н., Маштаковой Н.Л., Родионовой Н.И. и др. возникла идея организовать на базе школы педагогические классы. Её поддержали преподаватели Усть-Каменогорского педагогического института: Кузьмина М.Н., ставшая к тому времени проректором института, Рескина С.Е., Аубакирова Л.Р., Мукашева К.М., Завалко Н.А., Козлова Л.М., Мышко Н.С., Красовских Г.Н.

Учебное заведение к этому времени возглавляли директора-отличники образования Казахской ССР Баранов Н. Н., Лантушенко Н.Н. и заместитель директора Галяпина А. В.

Педагогические классы работали по планам и программам, утвер¬жденным Советом института, педсоветом школы и органами народного образования.
Преподавание психолого-педагогических дисциплин и предметов по выбору осуществлялось наиболее опытными преподавателями пед¬института, практикумы проводили методисты Дома пионеров, лучшие педагоги школы, например, старшая вожатая-методист с более чем 20-летним стажем работы Дурницына Н.И. "Твоя будущая профессия -педагог", "Педагогика вокруг нас", "Педагогическая техника", "Культура речи", "Познай себя" - вот далеко не полный перечень курсов, которые изучали школьники.

Опыт совместной работы школы №34 и Усть-Каменогорского педагогического института был изучен отделом общего среднего образо¬вания Министерства Просвещения Казахской ССР, вследствие чего было принято решение о создании педагогического лицея - первого в республике. Следует подчеркнуть, что в этом документе было указано, что одна из главных задач лицея - работа в режиме научно-исследовательской лаборатории. 

Позже педагогический лицей было решено преобразовать в многопрофильный лицей при ВКГУ в соответствии с его структурой.
К руководству лицеем приступил Кленин В.М., который сразу принял основные идеи опытно-экспериментальной работы.
Был создан научно-методический центр (НМЦ), который первые годы возглав¬ляла профессор Завалко Н. А., а позднее профессор Васильченко П.Л. и Паньшина Т.В. Начала функционировать система психологической службы под руководством Рескиной СЕ. Разработан экспериментальный учебный план, определено содержание новых курсов ("Человековедение", "Логика", "Мировая художественная культура", "Валеология" и др.). Составлены авторские программы, которые прошли рецензирование на соответствующих кафедрах ВКГУ.


В 90-ые годы начала работу школа платных образовательных услуг "Интеллект", удовлетворяя запросы детей и родителей. Особенно важной была роль "Интеллекта" в подготовке до¬школьников к обучению в школе, для чего разработаны специальные курсы, программы, пособия по развитию детей, рекомендации родителям.

В лицее апробировалась работа института освобожденных кураторов, которые работали над реализацией долгосрочных программ "Ценности", "Интеллект и творчество", "Учение", "Общение", "Здоровье", "Семья".
Избран проблемно-функциональный подход к управлению лицеем, когда каждый руководитель на своем уровне - первый, а значит может проявлять любую самостоятельность, не противоречащую основным идеям лицея, и несет личную ответственность за свой участок.
Руководство лицея и его научно-методический центр постоянно заботятся о повышении квалификации педагогов. С 1987 года школа стала опорной для областного института усовершенствования учителей (директор Протасова Г.В.) по организации исследовательской работы.
Многопрофильный лицей № 34 г. Усть-Каменогорска получил свой статус в 1991 году. Инициатор – заместитель директора Галяпина А.В. У истоков создания стояли ученые М.Н. Кузьмина, А.М. Позднякова, Л.Е. Жилина, И.А. Самарцева, К.М. Мукашева, Л.Р. Аубакирова. Первым руководителем научно-методического центра лицея была Н.А. Завалко.
Расширились рамки сотрудничества. В школе работают, ведут занятия, консультируют педагогов и школьников ученые и преподаватели ВУЗов ( Чайковская Н.Н., Нецветаева Н.В., Осенмук Л.П., Сидихменова Т.И., Теут О.М., Мелентьев А.И., Адильгазинов Т.З., Тепфер Н.Н.,., Васильченко Л.В., Теут И.Л., Ляпунова Н.А.и др.), а также специалисты института усовершенствования учителей (Протасова Г.В.- директор, Шушенькова Л.И.-зам. директора, Сатыбалдина Н.Д., Горовая Л.В.-зав. кабинетами). Позже, в 2000-ые годы, в школу пришли доктор географических наук Егорина А.В., кандидат биологических наук Прокопов К.П., Енсебаева К. К. ассоциированный профессор филологических наук,специалисты экобиоцентра Кушникова Л.Б., Куликова Е.Н., Щеглов С.Г., специалист обл. ИПК, и другие. Замечательно, что среди учёных, оказывающих научную помощь школе сегодня, есть и её бывшие ученики: Абдуллина ЛюцияЭльдаровна, ассоциированный профессор филологии ВКГУ, Ковалёв Сергей Эдуардович, заведующий кафедрой психологии ВКГУ им. С. Аманжолова, директор Научно-практического центра «Развитие», кандидат психологических наук.
В связи с профильностью обучения определился основной путь реализации задачи предоставления учащимся возможностей для их развития, осуществления допрофессиональной подготовки. Это дифференциация и индивидуализация обучения. Разработчиками программы ОЭР по проблеме «Дифференциация и индивидуализация процесса обучения в условиях лицея», проводимой педагогическим коллективом совместно с ВКГУ, стали Завалко Н.А., Рескина С.Е., Галяпина А.В. Исследовательский результат воплотился в методических разработках, учебных планах, диагностических методиках и т.п. Итогом работы стало проведение научно-практической конференции и издание книги «Лицей вчера, сегодня, завтра»(1999г).
Свое дальнейшее развитие проблема дифференциации и индивидуализации процесса обучения получила в программе «Вариативность содержания, технологий обучения и воспитания как условие развития одаренности учащихся».
В 1999 году программа опытно-экспериментальной работы по данной теме, разработанная под руководством Васильченко П.Л., получила призовое место на республиканском конкурсе авторских программ, и школа стала экспериментальной республиканской площадкой по развитию одарённости детей среди десяти школ Республиканского научно-практического центра «Дарын».Специализированная школа-лицей № 34 для одаренных детей утверждена решением акима г. Усть-Каменогорска № 4119 от 28.03.01 г и приказом № 108-П от 29.03.01 г управления образования г. Усть-Каменогорска в соответствии с приказами № 183 от 10.04.1999 г. Министерства Образования РК « Об организации открытых республиканских экспериментальных площадок», № 901 от 19.09.00 г Министерства образования и науки РК «Об утверждении сети специализированных школ для одаренных детей» по г. Усть-Каменогорску.
Работа школы осуществляется на основе Устава, утвержденного городским управлением образования, согласованного с областным департаментом образования и зарегистрированного в Управлении юстиции (регистрационный номер 2331-1917-ММ), а также Государственной лицензии (серия АА № 0006700), выданной 27.02.2002 г. В своей деятельности школа руководствуется Конституцией Республики Казахстан, Законом Республики Казахстан «Об образовании», распоряжением Президента РК от 24.05.96 г № 3002 «О государственной поддержке и развитии школ для одаренных детей», Государственной программой поддержки молодых талантов « Дарын», «Концепции выявления, поддержки и развития одаренных детей в Республике Казахстан». Работу по реализации программы ОЭР возглавила заместитель директора Шушенькова Л.И.
Исследовательская работа в рамках эксперимента представлена в книге из опыта работы школы «Научно-методическое обеспечение процесса развития одаренности учащихся лицея» под редакцией Васильченко П.Л..
Развитие одаренности и субъектности детей требует и целенаправленной работы по становлению личностно и профессионально (педагогически) одаренного учителя, способного занять субъектную позицию в мире, в профессии, в школьном коллективе. Отсюда поисковая тема коллектива по проблеме развития одарённости учащихся нашла своё продолжение в теме :«Субъектный подход к организации образовательного процесса как условие развития способностей педагогов и учащихся в условиях специализированного лицея».
Программа по этой теме разработана в 2007 году под руководством кандидата педагогических наук Паньшиной Т.В.
В своей работе коллектив школы-лицея опирается на многолетние традиции:
• постоянное совершенствование качества образования через внедрение вариативных содержания образования, технологий обучения и воспитания;
• единство исследовательской и учебно-педагогической деятельности, обеспечивающее всем субъектам образования не только получение глубоких знаний, но и способность их самостоятельного поиска, их адаптации к меняющемуся социуму;
• высокий уровень требований к учащимся и педагогам, гарантирующий соответствующее качество образования;
• новаторство, требующее от учащихся, педагогов, администрации школы-лицея постоянно находить лучшие пути решения стоящих перед ними задач.

Школе-лицею №34 уже 50 лет, и традиции, заложенные в начале пути, живут до сегодняшнего дня. В этом просматривается связь поколений, поэтому бывшие выпускники зачастую приводят своих детей в родную школу.
• Смотр строя и песни
• Сбор макулатуры
• Фестивали творчества и дружбы народов
• Школьный ученический и учительский хоры
• День чести школы - День лицея
• Связь с дворовым клубом «Гайдаровец»
• Актив школы
• Концерты для жителей микрорайона
• Турград для детей и
для педагогов
• «Лыжня зовет!»
• Весёлые старты
• Разновозрастные отряды
• Субботники в микрорайоне
• Встречи с участниками ВОВ микрорайона
• Зарница
• Тимуровская работа в микрорайоне
• Смотры знаний.

Мы сегодня уверенно можем сказать: "Лицей состоялся!"
Здесь царит особый микроклимат, который высоко ценят учащиеся и родители и которым гордятся учителя.
Здесь растут таланты, занимающие призовые места на международных, республиканских и областных конкурсах и олимпиадах,
Здесь творческие и любящие детей учителя.

 

0389230
Сегодня
Вчера
На этой неделе
На прошлой неделе
В этом месяце
В прошлом месяце
За все время
123
489
3065
3065
10682
16444
389230